Печать

Анализ датчиков расхода воздуха (номера 004, 037, 116) устанавливаемых на автомобили Lada

Кроме существенных конструктивных отличий, датчики имеют отличное применение на автомобилях:

004 - для блока Bosch Motronic M1.5.4 = 0 261 204 722 (и его аналогов)
037 - для блоков Bosch Motronic M1.5.4, M1.5.4N (и их аналогов) и MP7.0
116 - для блоков Bosch Motronic M7.9.7

Проверки проводились на автомобиле Lada-112 1.5i 16V с катализатором, по умолчанию комплектованной 037 датчиком. Суть проверки заключалась в сравнении сигналов от датчиков расхода воздуха на 3 различных скоростях работы двигателя. На Х/Х (800-850 об/мин), 1800 об/мин и 3000 об/мин. Мы обусловились, что величина заполнения цилиндров воздухом будет одинакова и по отклонению сигнала датчика расхода воздуха от номинального (сигнал датчика 037) можно судить о характере изменений работы двигателя автомобиля. Дополнительной проверкой являлось измерения коэффициента коррекции блоком управления топливовоздушной смеси посредством диагностического прибора-сканера.

Таблица:

 

004

037

116

[об/мин]

830

1800

3000
сигнал [V]

1.15 - 1.45

1.54 - 1.62

1.81 - 1.84
расход [кг/ч]

10.0
сигнал [V]

1.25 - 1.5

1.65 - 1.67

1.87 - 1.92
расход [кг/ч]

9.3 - 9.4
сигнал [V]

1.2 - 1.6

1.66

1.90

расход [кг/ч]

8.3 - 8.4

 

[корр.

впр.]

Х.Х.

 

0.96 - 0.98

 
1.01 - 1.04 рост до 1.14 -1.17


Сигналы:

Из таблицы видно, что сигналы, выдаваемые различными датчиками, различны. Исходя из этих уровня сигналов, а, также учитывая динамику их изменения, блок управления двигателем определяет массу воздуха прошедшую через датчик в цилиндры двигателя. Из неё следует изменение количества топлива посредством изменения времени впрыска (время открытия форсунок). Коэффициент коррекции времени впрыска определяет степень изменений вносимой системой управления (её датчиками и исполнительными механизмами) в работу топливной системы и отклонение от заданных характеристик.

В итоге получается, что для машин с установленным датчиком 004 (вместо 037) система управления будет иметь сигнал с расходомера о недостатке воздуха и будет стремиться к уменьшению (по сравнению с нормальным - от 037) времени впрыска, что приведёт к уменьшению мощности двигателя.

С датчиком 116, установленным вместо 037, система стремиться принять значение сигнала выше или равным максимальному от сигналов 037. В этом случае система будет увеличивать время впрыска (богатить), т.к. датчик сигнализирует ей о большем количестве воздуха поступившего в двигатель, что отразится расходе топлива и экологичности выбросов (в системе без лямбда регулирования).

Изменение динамики автомобиля:

Из-за конструктивных особенностей датчиков существует различие в распознавании динамики нагрузки. 004 датчик имеет наименьшую динамику, а 116 наиболее быструю (с учётом обратных пульсаций во впускном коллекторе). Естественно, динамические характеристики расходомера будут иметь большое влияние на динамические характеристики автомобиля в целом, в сторону уменьшения динамики для 004 и её увеличения для 116.

Выводы:

Сильных / видимых (критических) изменений в работе машины не произошло, так как система лямбда-регулирования сглаживает критическое изменение времени впрыска, оставляя его в тех пределах, достаточных для получения стехиометрической смеси (отношение 1/14.7).

Но! Необходимо понимать, что у машин, не укомплектованных контуром лямбда регулирования, различия в работе будут гораздо существеннее, так как изменения времени длительности впрыска вследствие неправильного сигнала с расходомера не будут компенсироваться из-за отсутствия датчика кислорода.

Главный вывод:

Датчики менять нельзя! Каждый блок управления имеет таблицу калибровок / интерпретаций сигнала датчика расхода воздуха и его (блока управления), корректная работа будет обеспечена при соблюдении правильной комплектации.