КАТАЛОГ ТОВАРОВ  
Офис +7 495 660-24-60, Интернет-магазин +7 916 923-10-45
19.12.2002

Россия: через месяц бензин Аи-92 будет стоить 15 рублей

На прошлой неделе подкомитет Госдумы по налогам обсуждал необходимость внесения поправок в новый порядок уплаты акцизов на бензин, который вступит в силу 1 января. Похоже, парламентарии наконец поняли, что эффект от принятых летом поправок к главе 22 Налогового кодекса будет, мягко говоря, неоднозначным. А именно: вместо того чтобы компенсировать регионам отменяемый дорожный налог, законодатели фактически ухудшили положение региональных бюджетов, открыв заодно простор для безраздельного царствования на бензиновом рынке крупных нефтяных компаний в ущерб малому и среднему бизнесу.

"Акцизная революция" была проведена молниеносно: предложенные Министерством по налогам и сборам поправки к Налоговому кодексу были приняты Госдумой за три дня. Возникшие было возражения сенаторов думцы согласовали за пару дней, и эпохальное творение было отправлено на подписание президенту, у которого новый порядок уплаты акцизов на бензин возражений не вызвал.

Суть изменений на первый взгляд проста. Сейчас акциз на бензин взимается непосредственно на заводах-производителях, и механизм его уплаты следующий: завод продает бензин и сразу уплачивает акциз в размере 25%. Но мытари решили переложить уплату на плечи конечных продавцов, и все значительно усложнилось. С 1 января перечислять акциз государству будет тот, кто продает бензин конечному потребителю. Все остальные участники сделки - завод-производитель и оптовики-посредники - лишь начисляют акциз к уплате в момент получения товара и могут его зачесть при продаже топлива организации, имеющей "свидетельство на право торговли нефтепродуктами". Оптово-розничная фирма, имеющая свидетельство, обязана, чтобы не подвести поставщика, получить в своем налоговом органе отметку на счетах-фактурах об уплате акциза и выслать их заводу.

Введением нового порядка мытари и законодатели хотели решить одновременно три важные проблемы. Во-первых, вследствие переноса акциза на бензин с производителя (НПЗ) на конечное звено реализации (АЗС) распределить равномерно налоговые доходы по территории РФ. Во-вторых, увеличением ставки акциза на 45% компенсировать региональным бюджетам отмену платежей в Дорожный фонд. В-третьих, улучшить качество продаваемого бензина путем введения акцизов на прямогонный бензин. И все это ценой "малой крови": по уверениям первого замминистра финансов Сергея Шаталова, цены на бензин вырастут незначительно, поскольку сам по себе акциз в стоимости бензина составляет очень малую долю.

Однако авторы поправок и законодатели второпях упустили из виду одно немаловажное обстоятельство. Согласно новому порядку уплаты налогов, на стоимость бензина с акцизом, увеличенным на 45%, будет еще начисляться НДС - 20%, а на полученную стоимость - еще и налог с продаж 5%. "В результате цена на топливо вырастет приблизительно на десять процентов, - говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.- Но это только в том случае, если схема будет безукоризненно соблюдаться всеми участниками торговой цепочки. Если же в цепочке произойдет сбой, цены на бензин еще возрастут. Поскольку начисление налога и его оплата производится в короткие сроки, налогоплательщики должны отчитаться до двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетным, а заводы должны получить документы от оптовиков никак не позднее двадцатого числа, иначе им не успеть свести все цифры, и налог по причине опозданий в МНС могут потребовать зачислить дважды или трижды. Соответственно, в ущерб себе торговцы топливом работать не будут, все переплаты мгновенно скажутся на цене".

И даже если этого не случится, заводы вряд ли захотят рисковать своими деньгами. Крупные поставщики будут требовать от покупателей своей продукции депонировать средства в размере акциза по каждой партии товара на счетах заводов. В случае непредставления покупателем документов для зачета акциза эта сумма автоматически перейдет в собственность поставщика. Это означает, что значительная часть оборотных средств оптовых покупателей (около 30%) окажется "связанной", и им придется в срочном порядке восполнять объем оборотных средств. Нетрудно догадаться, что делать это они будут в первую очередь за счет увеличения розничных цен. Специалисты Российского топливного союза оценивают, что это обстоятельство приведет к росту цен до 15 рублей за Аи-92. У начальника конъюнктурно-аналитического управления Росбанка Валерия Петрова прогноз еще более пессимистичный: "По нашей оценке, минимальный рост цен мог бы составить пятнадцать-двадцать процентов, максимальный - до ста пятидесяти-ста девяноста, то есть при наихудшем развитии событий можно ожидать, что стоимость бензина практически сравняется со среднеевропейской".

Помимо такого серьезного увеличения цен на бензин новый порядок уплаты акцизов влечет за собой еще большую монополизацию топливного сектора. Это, в свою очередь, фактически означает вытеснение с рынка представителей малого и среднего бизнеса, поскольку возможность участвовать в вышеприведенной схеме получат только те оптово-розничные продавцы, которые будут иметь свидетельство о регистрации. Это свидетельство, согласно принятым поправкам, может быть выдано лишь тем компаниям, у которых мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов имеются в собственности, а не арендованы, как в большинстве случаев. В результате компании, не имеющие свидетельства, вынуждены будут покупать бензин по цене, включающей акциз. Зачет же получат лишь владельцы свидетельств, коих, по словам г-на Сергиенко, наберется чуть более 60% от сегодняшнего числа участников рынка. "С первого января сбытовые структуры нефтяных компаний смогут устанавливать свои критерии отбора розничных операторов, которым они будут диктовать цены и условия сделок, - считает Григорий Сергиенко. - Независимые АЗС вынуждены будут либо продаться нефтяным компаниям, либо уйти с рынка. То есть фактически в рознице никого, кроме самих нефтяников, не останется. Таким образом система нефтепродуктообеспечения принудительно стерилизуется от рыночной саморегуляции".

Кроме того, вводимый порядок уплаты акциза предоставляет нефтяным компаниям возможность распределять уплату акцизов исключительно в свои регионы, и ни о каком равномерном распределении по регионам не будет и речи. "Крупные нефтезаводы есть в девяти регионах, а остальные восемьдесят субъектов РФ, соответственно, денег недосчитаются, - считает заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин. - И дорожное хозяйство им будет содержать не на что".

Теперь, когда до введения нового порядка остаются считанные дни, мытари и парламентарии осознали, что натворили, и начали усиленно думать, как же изменить принятые поправки. Сергей Штогрин предложил радикальное решение: "Моя идея такова: пусть по-прежнему налог уплачивают только НПЗ и он целиком направляется в федеральный бюджет. А затем эти деньги должны быть поделены между территориями в дополнение к трансфертам". Это предложение вполне устраивает участников топливного рынка, но не по вкусу МНС, подготовившему свои поправки, которые, по мнению участников обсуждения в думском подкомитете, практически ничего не меняют. "Эти поправки нас не удовлетворяют, потому что они по сути своей не меняют пагубной концепции закона в отношении выдачи свидетельств и возвратно-зачетной схемы, - говорит Григорий Сергиенко. - Необходим полный отказ от авансово-зачетной схемы уплаты акцизов: акциз должен взиматься один раз и в одном месте - у конечного продавца".

Источник:Эксперт

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!
НовостиДеятельностьДипломы и СвидетельстваФото и видеоПолитика конфиденциальности
КонтактыПлатежные реквизитыОбратный звонок
ЗарегистрироватьсяЛичный кабинетЦены и СкидкиВозврат товараАкцииПрограмма Rain Order BuilderAPI
DollexRostecoCBDФобосРемКом
СКЛАД
Возможности порталаЧасто задаваемые вопросыКак сделать покупку
БрендыКаталогиПомощь


Войти
РегистрацияЗабыли пароль?

Позвонить

+7 (495) 660-24-60

+7 (916) 923-10-45